ГБОУ ДПО "ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"



Как перейти на ФООП в школе

Чтобы осуществить переход на ФООП, необходимо последовательно выполнить несколько шагов:

Изучить законодательство и новые учебно-методические документы;

Составить план перехода на ФООП;

Создать рабочую группу;

Составить проект новых общеобразовательных программ в соответствии с федеральными ООП;

Проконтролировать, как рабочая группа соблюдает требования ФООП;

Подготовить педагогов к переходу на новые требования;

Ознакомить с изменениями родителей;

Издать приказ об утверждении новых ООП.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

На первом этапе необходимо изучить новое законодательство: Федеральный закон об образовании с изменениями, которые обязывают школы работать по ФООП, Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ, а также сами федеральные программы с учебно-методическими материалами. Минпросвещения их разработало и опубликовало на официальном сайте.

Второй этап –  определить перечень работ по переходу на ФООП в школе. Для этого составляют дорожную карту. В ней прописывают все этапы перехода. Самый удобный вариант –  в виде таблицы, где указывают направления работы, мероприятия, сроки исполнения, ответственные исполнители, планируемые результаты. Работа ведется по нескольким направлениям: организационные мероприятия; нормативно-правовая работа; работа с кадрами; методическое обеспечение; информационное обеспечение; финансовое обеспечение.

Третий этап –  создание рабочей группы, которая будет реализовывать мероприятия из дорожной карты по переходу на ФООП. В состав рабочей группы чаще всего входят директор школы и завучи. При необходимости можно включить работников библиотеки, руководителей ШМО, педагога-психолога, учителей-предметников. Но возглавляет рабочую группу директор. Другие члены группы –  ответственные за определенный раздел дорожной карты. Например, за материально-техническое обеспечение отвечает заместитель директора по АХР, за информационную работу –  учитель информатики и т.д. Состав рабочей группы утверждает в приказном порядке руководитель. Этим же приказом утверждают и само положение о рабочей группе.

Четвертый этап –  подготовка основных общеобразовательных программ для каждого уровня образования в соответствии с ФООП. Можно выбрать один из вариантов:

Разработать новые ООП;

Внести изменения с действующие ООП.

Чтобы сделать выбор, необходимо проанализировать ООП для каждого уровня образования: НОО, ООО и СОО. Нужно учитывать, что изменений будет много и они будут присутствовать во всех разделах программы: целевом, содержательном и организационном. В некоторые разделы можно вставить готовые фрагменты из федеральных программ. Например, можно вставить готовую федеральную рабочую программу воспитания.

Школы обязаны использовать федеральные рабочие программы по следующим предметам:

Русский язык, литературное чтение и окружающий мир –  для НОО;

Русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ –  для ООО и СОО.

 

Программу начальной школы нужно привести в соответствие с ФООП уже к 1 апреля 2023 года, так как с этой даты стартует прием заявок на поступление в 1 классы. При приеме родители имеют право ознакомиться с программой, о чем сказано в п. 5 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Федерального закона об образовании. С рабочими программами для основного и среднего образования необходимо разобраться до 1 сентября 2023 года.

В целевом разделе следует проверить пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП.

Рабочей группе нужно сопоставить соответствующие документы с опорой на федеральные программы.

В содержательном разделе ООП нужно привести в соответствие с ФООП: программы формирования/развития УУД, программу коррекционной работы, рабочую программу воспитания, включить в раздел федеральные рабочие программы учебных предметов, которые обязательны для применения.

В организационном разделе необходимо привести в соответствие с ФООП: учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.

Пятый этап –  контроль за выполнением требований федеральных программ со стороны рабочей группы. Этим может заняться директор или назначенный им заместитель. При разработке документов члены рабочей группы должны выполнять требования учебно-методических документов для всех уровней образования. По итогам контроля составляют справку.

Шестой этап –  подготовка педагогического коллектива к переходу на новые ООП. На этом этапе важно организовать методическую поддержку учителей. Дело в том, что не все могут понимать смысл перехода на ФООП и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Необходимо это пояснить, а также подробно проконсультировать об изменениях в ООП всех уровней образования. Обязательно посвятить отдельное выступление нововведениям на итоговом педсовете в конце 2022-2023 учебного года, а также на августовском педагогическом совете перед началом 2023-2024 года. Предварительно необходимо провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. По ее результатам можно будет выявить, какие дефициты в знаниях есть у учителей. После этого необходимо отправить на повышение квалификации тех педагогических работников, у кого результаты диагностики окажутся неудовлетворительными. Седьмой этап. Представление родителям изменений в программах. Рассказать обо всех изменениях нужно до конца этого учебного года –  2022/2023. Лучше всего это сделать в рамках общешкольного родительского собрания. До родителей необходимо донести, какие изменения коснутся их и детей, а также для чего необходимо такое нововведение. Чтобы выявить запросы родителей и сформировать проекты учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФООП, нужно провести анкетирование учеников и родителей.

Завершающий этап –  утверждение изменений в ООП. Рассматривают и принимают изменения обычно на педсовете. После этого утверждает изменения директор приказом. Заранее необходимо запланировать в повестке вопросы о работе с ООП. Выступить необходимо как минимум два раза: на февральском собрании педагогов, когда необходимо начинать работу по приведению ООП в соответствие с ФООП, и на августовском педсовете – когда придет время утверждать изменения перед новым учебным годом. Утвердить изменения в ООП можно одним из способов:

Утвердить поправки в ООП отдельным приказом для каждого уровня образования.

Утвердить поправки в ООП единым приказом сразу для трех уровней образования.