Методическая работа в образовательной организации – это важный элемент системы непрерывного образования и повышения квалификационной подготовки педагогов, являющийся основой для создания инновационной среды. Поговорим о целях и задачах методической деятельности, особенностях ее организации, основных направлениях, организационных формах и анализе конечных результатов, полученных в ходе работы.
Методическая работа – меры администрации и преподавателей ОУ для освоения образовательных методик, технологий и приемов учебной и воспитательной работы.
Данные меры также направлены на поиск и применение эффективных форм организации процесса учебы. Организация методической работы в образовательном учреждении необходима для:
- выявления и сохранения педагогических традиций школы или дошкольной образовательной организации;
- повышения квалификационного уровня учителей;
- научно-методического обеспечения процесса обучения;
- изучения и применения на практике новых методик и передового педагогического опыта.
Главная цель методической работы — помощь учителям и воспитателям в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Данный вид педагогической деятельности также выполняет следующие функции:
обобщение и применение успешного опыта преподавания;
рост уровня теоретических знаний, повышение профессиональной квалификации преподавателей;
развитие, актуализацию и реализацию ценных педагогических идей.
Задачи методической работы:
- Анализ деятельности учителей и их взаимодействия с учащимися, внедрение современных методик в работу педагогического коллектива. Оказание комплексной методической поддержки педагогам, консультационное сопровождение.
- Поддержание высокого методического уровня преподавания.
- Обогащение учебного процесса инновационными принципами, формами и методами работы путем стимулирования изучения новых тем, программ обучения и технологий преподавания.
- Повышение уровня теоретических и психолого-педагогических знаний педагогов.
- Изучение, обобщение и распространение нового опыта, совершенствование системы управления качеством образовательной деятельности. Налаживание взаимосвязей с другими научно-исследовательскими и образовательными организациями (государственными, муниципальными, частными).
При планировании методической работы педагогический коллектив ориентируется на:
- общешкольные и педагогические задачи;
- состояние материально-образовательной базы; уровень учебного и воспитательного процессов;
- накопленный опыт методической деятельности.
Все мероприятия, проводимые в рамках методической работы, координируются методическим советом, который руководит экспериментальной и практической деятельностью коллектива учителей и отвечает за решение конкретных задач. Членами методического совета являются директор образовательного учреждения, заместители директора и руководители методического объединения. Чтобы организовать в школе методическую работу, сформируйте методический совет и методические объединения, спланируйте работу с методическими объединениями и проблемно-творческими группами учителей.
Направления школьной методической работы
Информирование. Создание банка информационных ресурсов, содержащего актуальные психологические, методические, педагогические и нормативно-правовые материалы. Информирование учителей о новых данных – локальных актах, учебно-методических курсах, рекомендациях, учебных программах, учебниках и т.д.
Аналитика. Оценка потребностей преподавательского состава, состояния и эффективности организации методической работы в образовательной организации. Наработка соответствующей базы информационных ресурсов и определение дидактических/методических проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. Обобщение передового опыта, оценка результатов учебной и воспитательной работы.
Консультации. Консультирование педагогов по вопросам преподавания, воспитания, педагогических исследований и инноваций. Организационно-методическая деятельность. Систематическая помощь педагогам в подготовке к аттестациям, поддержка учителей перед ЕГЭ. Прогнозирование, планирование, поддержка преподавателей при реализации принципа непрерывного образования, совершенствования профессиональной переподготовки и повышения компетентности. Разработка программы развития школы. Организация работы внутришкольных методических объединений и их взаимодействия с объединениями методистов районного уровня. Проведение конференций, конкурсов, семинаров, предметных олимпиад, мастер-классов и т.п. для учеников. Пополнение фондов учебников и литературы, координация взаимодействия с органами управления образованием.
Другие направления методической работы в школе:
Педагогическое. Образовательное учреждение должно оказывать практическую помощь преподавателям, демонстрирующим творческую инициативность, стремящимся постоянно повышать собственную квалификацию и педагогическое мастерство.
Управленческое. На базе учебного заведения основывается педагогический коллектив, открытый для любых рациональных идей: внедрения требований ФГОС, инноваций в области преподавательской деятельности, применения комплекса учебно-методических материалов, модернизации процесса учебы и воспитания, участия в курсах повышения пед. мастерства, конференциях, семинарах и т.д.
Научное. Тестирование инновационных концепций и методов в рамках опытно-экспериментальной работы. Создание площадок для изучения образовательных документов и условий для внедрения передовых идей. Поддержка педагогов при проведении научно-практических мероприятий, экспериментов в сфере психологии и педагогики, мониторинга внедрения требований федерального образовательного стандарта.
Формы организации методической работы
Методическая работа в ОУ имеет различные традиционные индивидуальные или коллективные формы:
- изучение инновационной деятельности, ее обобщение и применение на практике – работа по созданию публикаций, пособий, авторских курсов, программ и рекомендаций, организация творческих мастер-классов, открытых уроков, семинаров, практикумов, конкурсов пед. мастерства, научно-практических конференций;
- инновационно-методическая работа – сбор базы программ, разработок и библиотечного фонда, публикация данных об учебной деятельности на сайте учебного заведения и в СМИ, изучение информационных запросов педагогов;
- повышение профессиональной компетентности – проведение лекций, семинаров, деловых игр, научных конференций, курсовых работ, консультаций, мастер-классов, участие в сетевых педагогических сообществах, круглых столах, выпуск методических изданий и статей, презентация авторских разработок, наставничество, экспертиза результатов работы и т.д.
Активные формы школьной методической работы:
- аукционы разработок;
- дистанционное общение в сети Интернет, ярмарки методических рекомендаций и учебников по педагогике;
- моделирование ситуаций, возникающих в процессе преподавательской деятельности;
- педагогические игры – имитации, ролевые, деловые, воспитательные, дидактические; диспуты и дискуссии;
- конкурсные выставки разработок (воспитательных занятий, уроков); олимпиады инноваций и др.
Анализ работы службы методистов необходим для всесторонней оценки качества управления методической деятельностью в школе. Он состоит из следующих частей:
- Тезисное изложение целей методической работы, направленной на решение имеющихся проблем.
- Оценка эффективности решения поставленных задач – качественных показателей принятых мер и степени их влияния на учебно-воспитательный процесс.
- Краткий анализ состава кадров учебного заведения, имеющих отношение к методической работе, по категории (количество стажеров, неспециалистов, молодых специалистов, пенсионеров), уровню образования (студенты, среднее, высшее, неполное высшее), наличию званий и стажа. Анализируются сам процесс деятельности, цели и задачи каждой категории работников, существующие проблемы. По итогам анализа разрабатываются способы решения проблем и методы улучшения взаимодействия между разными группами сотрудников.
- Анализ инновационной и исследовательской деятельности преподавателей, итогов работы творческих поисковых объединений.
- Анализ деятельности отдельных структурных единиц школы (объединений и др.) – определение достижений, освоенных методов, эффективных материалов и т.д.
- Анализ методических продуктов – авторских программ, разработанных занятий, печатных материалов, рекомендаций.
- Оценка результативности разных способов повышения профессиональных навыков с использованием качественных показателей.
- Разработка задач на будущий учебный год и в более широкой перспективе.
Показатели успешности методической работы в образовательном учреждении:
- единство и целостность образовательных программ и учебных комплексов;
- единый подход – отсутствие противоречий между методиками, системами и технологиями, используемыми разными педагогами;
- решение актуальных проблем в рамках коллектива школьных педагогов;
- комфортная психологическая обстановка в педагогическом коллективе;
- максимально рациональное применение инновационных методов и технологий с учетом поставленных задач;
- непрерывное совершенствование профессиональных навыков, удовлетворенность педагогов собственным трудом;
- оптимальные временные затраты на подготовку к урокам;
- пропорциональное соотношение самостоятельной и коллективной работы, способствующее повышению инициативности педагогов и консолидации коллектива учителей.